Рунопевцы

В XIX веке на территории Карелии многие финские и русские ученые записывали эпические песни, или руны. Материалы этих экспедиций хранятся в основном в Хельсинки, Москве и Санкт-Петербурге. А в Институте языка, литературы и истории КарНЦ РАН находится один из крупнейших в стране фольклорных архивов, где собраны уникальные записи севернокарельских эпических песен, или рун, ставших основой эпоса.

В это же время Карелия получила известность как родина знаменитого карело-финского эпоса «Калевала». С 1828 года Э. Лённрот пешком обошел почти всю Карелию в поисках древних рун для создания эпоса. Финский врач и учёный, неутомимый собиратель рун, неоднократно побывавший в Беломорской Карелии, так писал о посещении Ухты (ныне п. Калевала) в 1836 году: "Я здесь уже три недели, записываю руны, песни, сказки, пословицы, загадки и др. Записывать хватило бы ещё на два месяца, а особенно сказок, или историй, starinat, как их здесь называют - они бесконечны..." Большой вклад создание «Калевалы» внесли карельские рунопевцы, среди которых наиболее известны роды Перттуненов (Калевальский р-н) и Шемейкка (Сортавальский р-н). От Архиппа Перттунена, «короля рунопевцев», «гения памяти», «патриарха древней поэзии», как его называли исследователи и собиратели, в общей сложности было записано более 60 эпических текстов (около 6000 стихов). Благодаря записям от А. Перттунена, Леннроту удалось окончательно выстроить композицию «Калевалы» и в 1835 году был опубликован в Финляндии карело-финский эпос «Калевала», большинство рун которой были записаны на территории Беломорской Карелии (Калевальский, Кемский, Беломорский, Лоухский районы). Известно, что рунопевческая традиция на севере Карелии насчитывает много веков, предания и песни передавались из поколения в поколение, не прерывая живую связь времён. Народная мудрость карельского края сохранилась до настоящего времени в записях от нескольких поколений сказителей.

А Петри Шемейкка стал символом восточных карел конца XIX-начала XX века. По мнению современников, было необычно видеть, как этот дремучий охотник клал на колени кантеле, как заскорузлыми, кривыми от тяжелой работы пальцами начинал перебирать струны, изливавшими мелодичную музыку, под которую начинала литься песня, рассказывающая о героическом прошлом карельского народа. Петри вел свою родословную от известного в Карелии рода Шемейкка, представители которого на протяжении многих столетий жили к северу от Ладожского озера, между деревнями Суйстамо и Суоярви. По другим данным, предки Петри пришли в Шемейкка из Ребол, принеся с собой рунопевческие традиции. Именно с него был сделан рисунок будущей скульптуры рунопевца.

В память обо всех знаменитых и неизвестных рунопевцах в центре «треугольного» сквера г. Сортавала, между улицами Ленина и Вяйнемёйнена, с 1935 года стоит памятник «Рунопевец»: на огромном постаменте из сердобольского гранита, подстелив медвежью шкуру, сидит бронзовый старец с кантеле на коленях. Внешне этот старец очень похож на мифического героя карело-финского эпоса «Калевала» - рунопевца Вяйнемёйнена, который так играл на кантеле и так пел руны, что рушились скалы, замирали птицы, со всех округ сходились люди. Уже в советские времена, у разросшегося сквера, недалеко от памятника «Рунопевец» установили гранитную плиту в память о знаменитом собирателе карельских рун, создателе «Калевалы», финском враче, поэте и фольклористе Элиасе Лённроте. В 1930-е годы сортавальцам и гостям города предлагался популярнейший в то время туристический маршрут по рунопевческим деревням. У рунопевческого озера Толвоярви в 1929 году была установлена памятная плита, надпись на которой гласила: «Странник, остановись! Духи лучших людей твоего племени взывают к тебе из прошлого!».